Арль (Arles)

5Арль (Arles) — это большой французский город, слава которого поддерживается необычайно хорошо сохранившейся римской ареной в центре города и впечатляющим разнообразием других римских и средневековых памятников. Несколько столетий Арль был единственным соперником Марселя, пользуясь выгодами внутренних торговых путей вверх по Роне, когда враги Франции блокировали порт Марселя.

Железная дорога лишила его этого преимущества, и он стал клониться к упадку и в конце XIX века, когда в него приехал Ван Гог, он был уныл и обращен внутрь себя. Сегодня степенное и консервативное место, оживляемое субботним рынком, на который съезжаются толпы окрестных фермеров, и различными фестивалями боев быков (tauromachie) между Пасхой и Днем всех святых.

Центр города в форме треугольника ограничен бульваром Э. Комба с востока, бульварами Клемансо (bd Clemenceau) и Лис (bd des I ices) с юга и Роной с запада. Музей античного Арля находится к югу от скоростной магистрали, у реки, недалеко от конца бульвара Клемансо. Лез-Алискан (Les Alyscamps) расположен юго-восточнее, по другую сторону путей железной дороги. Все римские и средневековые памятники сосредоточены в очень компактном центре города, и их легко обойти пешком.

Римский Арль

Римский Арль поставлял зерно большей части западной империи и был одним из главных торговых портов и центров судостроения.Arles В правление Константина он стал столицей Галлии, а в V веке достиг наибольшего расцвета как торговый центр западного мира. После крушения империи Арль оказался изолированным между Роной, Альпием и маршами Камарга, что позволило ему сохранить наследие Римской империи.

Знакомство с римским Арлем лучше всего начать с Музея античного Арля (ежедневно: март-октябрь 9.00-19.00, ноябрь-февраль 10.00-17.00; расположенного к западу от центра города на косе между Роной и Ронским каналом). Он размещен в явно современном здании, которое стоит на оси Римского цирка II века н. э. — огромного бегового круга, протянувшегося на 450 метров от музея до скоростного шоссе (раскопки цирка приостановлены из-за нехватки средств).

Музей — это наслаждение: колоссальный зал с окнами на обе стороны, залитый естественным светом. В музее представлены доисторическое прошлое местной территории и пять веков римского правления — от базы легионов Юлия Цезаря через период христианизации и до времен, когда здесь торговали пряностями и драгоценными камнями из Африки и Аравии. Выложены удивительные мозаики, над которыми устроены дорожки для обозрения, и выставлено множество саркофагов со сложной резьбой, изображаю щей самые разные сюжеты — от музыкантов и любовников до гладиатором и христианских чудес.

В центре Арля самый впечатляющий памятник римской эпохи — это Арена (ежедневно: март, апрель и октябрь 9.00-17.30, май-сентябрь 9.00-18.00, ноябрь-февраль 10.00-16.30; 5,50 €; или по пропуску в музеи — Pass Monument), амфитеатр, датируемый концом I века н. э. В Средние века на ней размещалось больше двухсот жилищ, а в два яруса аркад, образующих ее внешний овал, были встроены три церкви. В 1830 году этот средневековый квартал был снесен, и Арена вновь стала использоваться для зрелищ. Сегодня, несмотря на утрату третьего яруса и большинства внутренних лестниц и галерей, она остается величественным сооружением и прекрасной площадкой для представлений, вмещающей 20 000 зрителей. Хотя реставрационные работы планируется продолжать и далее, Арена остается открытой для публики.

Немного южнее Арены расположен Античный театр (ежедневно: март, апрель и октябрь 9.00-11.30 и 14.00-17.30, май-сентябрь 9.00-18.00, ноябрь-февраль 10.00-11.30 и 14.00-16.30; 3 €), где в июле проходят Праздник костюмов (Fete du Costume), на котором местные фольклорные группы демонстрируют традиционные народные одежды, и пестрый Цыганский фестиваль (Mosaique Gitane Romany festival). Сегодня театр находится почти в таком же хорошем состоянии, как Арена, хотя сохранились всего две колонны, исчезли все статуи, а края сцены усыпаны обломками камней.

Термы Константина (ежедневно: март, апрель и октябрь 9.00-11.20 и 14.0- 17.30, май-сентябрь 9.00-12.00 и 14.00-18.00, ноябрь-февраль 10.0- 11.30 и 14.00-16.30; 5,50 €) на обращенном к реке конце улицы Отель-де- Виль (rue Hotel de Ville), которые вполне могли быть самыми большими римскими термами в Провансе, — это все, что осталось от императорского дворца, простиравшегося вдоль кромки берега. Выше по склону на месте современной Площади форума, которая и по сей день остается центром общественной жизни Арля, находился римский форум. Сегодня можно видеть пилоны древнего храма, встроенные в угол особняка Hop-Пину (Nord-Pinus).

Римский некрополь Алискан (Les Alyscamps; ежедневно: март, апрель и октябрь 9.00-11.30 и 14.00-17.30, май-сентябрь 9.00-18.00, ноябрь-февраль 10.0- 11.30 и 14.00-16.30; 3,50 €) располагался к юго-востоку от центра. Его довольно долго использовали зажиточные арлезианцы в Средние века. Сегодня от него сохранилась только одна укороченная железнодорожными путями аллея. Чтобы попасть туда нужно идти по улице Лез-Алискан от восточного конца бульвара Лис.

Тенистую аллею, стволы деревьев которой представлялись Ван Гогу небесно-голубыми, до сих пор обрамляют саркофаги. Сохранилось и много трагических масок, хотя все маски со сколько-нибудь особенной отделкой давно изъяты для использования в качестве муниципальных даров (такое нередко бывало в XVII веке) или для передачи в музеи. Тем не менее эта аллея, заканчивающаяся у развалин романской церкви, сохраняет свое очарование.

Средневековый Арль

Средневековый АрльПортал кафедрального собора Святого Трофима (Cathedrale St-Trophime) на центральной площади Республики — один из самых знаменитых сохранившихся образцов камнерезного искусства Прованса XII века. На нем изображен Страшный суд, где ангелы трубят с энтузиазмом джазовых музыкантов, нагих грешников в цепях ведут вниз в ад, а праведники в длинных одеждах шествуют вверх. Строительство собора началось в IX веке на месте, где в 597 году н. э. был посвящен в сан первый английский епископ святой Августин, и в основном завершено к XII века.

Купель в северном нефе и алтарь в северном трансепте, изображающий переход через Красное море, были первоначально галло-римскими саркофагами. Неф украшен д’Обюссонскими гобеленами. В исключительно красивых крытых галереях собора, попасть в которые можно с площади Республики справа от собора (ежедневно: март, апрель и октябрь 9.00- 17.30, май-сентябрь 9.00-18.00, ноябрь-февраль 10.00-16.30; 3,50 €), сохранилась великолепная романская и готическая резьба но камню.

Напротив собора на другой стороне площади Республики стоит роскошная ратуша (Hotel de Ville) XVII века, построенная под влиянием Версаля. Можно гулять по ее большому залу с приплюснутыми сводами, рассчитанными на уменьшение нагрузки на нижележащий криптопортик форума (Cryptoporticus du Forum) — темную, сырую и очень страшную трехстороннюю подземную галерею, построенную римлянами, возможно, в качестве хранилища продуктов или казармы для государственных рабов, но несомненно — в качестве прочного основания для форума. Вход с улицы Бальз (rue Baize) (3,50 €).

Если вам покажется, что жизнь в Арле остановилась пусть не после римлян, то, во всяком случае, по прошествии Средних веков, пойдите в музей Арлатан (Musee Arlaten; rue de la Republique; ежедневно: апрель-май и сентябрь 9.30- 12.30 и 14.00-18.00, июнь-август 9.30-13.00 и 14.00-18.30, октябрь-март 9.30- 12.30 и 14.00-17.00; 4 €). Его основал в 1896 году лауреат Нобелевской премии писатель Фредерик Мистраль (ему обязан своим возрождением на рубеже XIX и XX веков интерес ко всему прованскому), статуя которого стоит на площади Форума. Собрание предметов одежды, документов, орудий труда, картин и личных вещей жителей Прованса местами скучно, местами увлекательно.

Очень подробно показана эволюция одежды арлезианцев всех общественных классов от XVIII века до Первой мировой войны и представлена в натуральную величины аппетитная сцена рождественского обеда буржуазной семьи.

Еще в Арле непременно нужно увидеть главное собрание музея Реаттю (Musee Reattu; ежедневно: март-апрель и октябрь 10.00-12.00, май-сентябрь 10.00-12.00 и 14.00-18.30, ноябрь-февраль 13.00-17.00)  размещенного в красивом монастыре XV века напротив римских терм. Значительную часть этого собрания составляют скучные и строгие произведения XVIII и работы основателя музея и его современников, но есть и хорошие современные работы: бронзовые этюды двух братьев Ван Гога работы Цадкина, монохромные этюды Альпий Марио Прассино и, самое главное, скульптура «Женщина со скрипкой» Пикассо и 57 его рисунков тушью и цветным карандашом, сделанных в Арле между декабрем 1970 года и февралем 1971 года. Среди раздвоенных лиц и клоунов есть прекрасный в своей простоте портрет его матери.

Ван Гог в Арле

Позади Музея Реаттю ряд фонарей тянется вдоль набережной, по которой любил прогуливаться Ван Гог со свечами на шляпе,Арена в Арле наблюдая ночную жизнь: его картина «Звездная ночь» — это Рона в Арле. Большая часть этой набережной с ее барами и бистро была разрушена во время Второй мировой войны. Жертвами бомбежек стал и «Желтый дом» на площади Ламартин (place Lamartine), в комм ром жил Ван Гог до того, как лег в больницу в Сен-Реми-де-Прованс. Однакн кафе, изображенное им на картине «Ночное кафе», до сих пор стоит на площади Форума.

Когда в 1888 году Ван Гог приехал на поезде в Арль, его встретил жестокий мистраль со снегопадом. Тем не менее он сразу же начал писать и создал и этот период такие знаменитые полотна, как «Подсолнечники», «Кресло Ним Гога», «Красные виноградники» и «Сеятель». В Арле Ван Гог встретил несколько родственных душ, а в середине осени даже сумел убедить Гогена приехать к нему.

Хотя в последующие недели эти два художника сильно влияли друг на друга, отношения между ними быстро портились, поскольку скверная ноябрьская погода вынуждала их много времени сидеть дома вместе. По словам Гогена, Ван Гог, боясь возможного отъезда своего друга, впал в психоз и напал на Гогена, а потом ранил себя. Его отправили в больницу Отель-Дьё на улице Президента Вильсона, ниже Музея Арлатан, в которой теперь размещается Эспас Ван Гог (Espace Van Gogh) — научный и культурный центр с магазинами художественных изделий в аркадах и клумбами во внутреннем дворе, восстановленных по его картинам и описаниям больничного сада.

Работ самого Ван Гога в Арле нет, но в Фонде Винсента Ван Гога (26 Rond- Point des Arenes, против Арены; апрель-июнь: ежедневно 10.00-18.00; июль-сентябрь: ежедневно 10.00-19.00; октябрь-март: вторник-воскресенье 11.00-17.00; 7 €) выставлены работы его современников, которых он вдохновлял, включая Френсиса Бэкона, Джаспера Джонса, Хокни и Лихтенштейна.

Заказать экскурсию в Арль Вы можете здесь

 

Нет комментариев
Оставить комментарий:
(Не публикуется. Пишите свой реальный е-маил, чтобы мы не сочли Ваш комментарий спамом)