Дижон и южная Бургундия

ДижонЕсли вы привыкли к извечно рекламируемому образу «сельской Бургундии» с  чуть обветшавшим с годами сельским очарованием, вам придется всерьез изменить свое видение перед встречей с блеском и процветанием Дижона (Dijon) и винодельческой областью на юге, известной как Золотой Берeг(Cote d’Or).

Последняя может показаться удивительно мирной и пасторальной, но методы, с помощью которых здесь делают вино и получают доход от этого бизнеса, далеко не средневековые. Следы старых традиций вы найдете лишь в юго-западной части региона, в таких винодельческих местностях как Маконне (Maconnais) и Божоле (Beaujolais), а также в скотоводческой области Шаролле (Charollais).

Дижон (Dijon) обязан своим происхождением удобному стратегическому расположению в кельтскую эпоху — на пути торговцев оловом, которые из Бретани поднимались вверх по Сене и переходили Альпы, следуя к Адриатике. Около 1000 год н.э. город стал столицей герцогов Бургундских, но его расцвет пришелся на XIV-XV века под покровительством герцогов Филиппа Смелого (Philippe le Hardi), который еще мальчиком дрался с англичанами при Пуатье и был взят в плен, Иоанна Бесстрашного (Jean sans Peur), Филиппа Доброго (Philippe le Bon), продавшего Жанну д’Арк англичанам, и Карла Смелого (Charles le Temeraire).

Они также использовали свое огромное богатство и власть (в особенности, контроль над Фландрией, основным производственным регионом в те века), чтобы сделать Дижон одним из величайших центров искусства, науки и образования в Европе. Статус столицы город потерял после включения в состав Французского королевства в 1477 году, однако он до сих пор остается одним из самых выдающихся провинциальных центров Франции, в особенности после железнодорожного и промышленного бума в середине XIX века. Сегодня это модный, современный и молодой город, — его улицы заполнены студентами.

Достопримечательности города

Центральной линией города является улица Либерте (rue de la Liberte), ведущая на восток от широкой и красивой площади Дарси (place Darcy) и триумфальной арки XVIII века под названием Порт-Гийом (Porte Guillaume) (ранее она служила городскими воротами), мимо дворца герцогов Бургундских к полукруглой площади Либерасьон (place de la Liberation).

От этой элегантной площади в стиле классицизма можно пойти на восток по улице Рамо (Rameau) к площади Театра (place du Theatre), откуда улица Вайан (Vaillant) приведет вас к церкви Сен-Мишель (St-Michel). Эта городская ось представляет  собой пешеходную зону, вдоль которой выстроились модные магазины и элегантные старинные особняки, и большинство достопримечательностей расположено в десяти минутах ходьбы к югу или к северу от нее.

Герцогский дворец

Герцогский дворецГеографическим центром посещения Дижона станет, несомненно, резиденция его бывших правителей, Герцогский дворец (Palais des Dues), расположенный в самом сердце города. Главный двор здания выходит на мирную площадь Либерасьон работы Мансара, построенную ближе к концу XVII века: она носила название Королевская площадь (place Royal), чтобы всем продемонстрировать статую короля-Солнца; сегодня в хорошую погоду здесь очень солнечно, и благодаря недавнему решению закрыть площадь для проезда автотранспорта там открылось множество кафе.

Сам герцогский дворец в наши дни служит ратушей, а его фасад подвергся стольким перестройкам (особенно в XVI-XVII веках, когда в нем размещался парламент Бургундии), что сами герцоги сегодня смогли бы узнать его лишь по двум сохранившимся башням. Башня Ба (Tour de Bar) XIV века возвышается над двором перед восточным крылом, в котором сегодня размещается Музей изобразительных искусств, а более благородную Башню Филиппа Доброго (Tour Philippe le Bon) XV века можно посетить только во время. Особенно рекомендуем подняться наверх, чтобы беспрепятственно насладиться видом на прекрасные бургундские изразцы, которыми покрыты крыши особняка Bore (Hotel de Vogue) и собора в хорошую погоду на горизонте видны Альпы.

Учитывая, что у герцогов имелись владения в Нидерландах, неудивительно, что Музей изобразительных искусств (Musee des Beaux-Arts; вход бесплатны) может похвастаться работами фламандских мастеров. На фоне череды французских и итальянских полотен на втором этаже выделится «Рождество Христово» кисти так называемого Флемальского мастера, таинственного живописца, который, возможно, был учителем Рогира ван мер Вейдена, и, вместе с ван Эйком, считается одним из первых художников, которым удалось вырваться из мертвой хватки ледяной европейской готики.

Триумфальная арка в ДижонеВ целом, второстепенные работы Тициана и Рубенса оживляют в остальном довольно бледное собрание, а один из более интересных залов посвящен тончайшей резьбе по дереву проектировщика и архитектора XVI века, Гуго Самбина, чьи произведения в старинном квартале города можно видеть на каждом углу на массивных дверях и фасадах аристократических особняков.

На двух верхних этажах разместились галереи современного искусства, с полным сокровенного смысла холстом Вюйяра, привлекательными работами местного художника начала XIX века, Феликса Трютага, и несколькими образцами работ Мане и Моне. В этой части музея вы оказываетесь прямо под крышей дворца, и спланирована она необычно: расположение залов сбивает с толку, но вы будете вознаграждены, оказавшись в необычной, слабо освещенной комнате, где современные изображения черепов создают хлесткий фон для светящегося «Мальчика с лампой» Жоржа де Латура.

Посещение музея также дает возможность осмотреть сохранившиеся части первоначального герцогского дворца, включая просторную кухню и великолепный Зал стражи (Salle des Gardes), богато украшенный панелями и гобеленами, с галереей для менестрелей. Здесь выставлены надгробия из Шартрёз-де-Шанмоль, принадлежащие Филиппу Смелому и Иоанну Бесстрашному, а также его жене, Маргарите Бавьерской. Оба изготовлены по одному образцу: раскрашенные статуи усопших, рядом с которыми ангелы держат их шлемы и гербы, в сопровождении кортежа блестяще выполненных плакальщиков.

Квартал Нотр-Дам

Особняк Воге (Vogue)Роскошные особняки богатых бюргеров с архитектурной точки зрения куда интереснее дворца и гораздо больше говорят о былой славе города. Множество таких домов ждет вас за дворцом на улочках Веррерье (Verrerie), Ваннерье (Vannerie), Форж (Forges) и Шодронри (Chaudronniere). Одни представляют из себя фахверковые домики, чьи верхние этажи нависают над улицей, другие более впечатляющи и соответствуют строгим архитектурнным канонам Ренессанса.

Особенно хорош особняк Воге эпохи Возрождения (Hotel de Vogue; 12 rue de la Chouette) и № 34 по той же улице — особняк Шамбеллан (Hotel Chambellan) (1490 года), в котором разместилось одно из турбюро Дижона. Из дворика турбюро можно полюбоваться на открытые галереи, к которым ведет винтовая лестница. Вершину ступенек украшай замечательная работа каменщика-виртуоза: свод крыши поднимается из корзины, которую держит в руках статуя (садовник). Если вы хотите хотя бы ненадолго погрузиться в истинную атмосферу Средневековья, прогуляйтесь по мощеным булыжником аллеям у Башни Сен-Николя (Tour St- Nicholas) возле улицы Жан-Жака Руссо (Jean-Jacques-Rousseau).

Также в этом квартале, за герцогским дворцом, на перекрестке улицы Шуэт (de la Chouette) и Префектюр (de la Prefecture) расположена церковь Нотр- Дам (Notre-Dame), построенная в начале XIII века в стиле бургундской готики с необычным западным фасадом, украшенным вертикальными рядами живописно изогнувшихся горгулий — большинство из них в XIX веке пришлось заменить. Внутри, в составе окна-розы в северном трансепте сохранилось пять первоначальных витражей, а в южном трансепте можно увидеть деревянную «черную» Деву Марию IX века, одну из самых старых во Франции. Она известна как «Богоматерь Доброй Надежды» и ей молятся о здоровье, успехе и счастье — все молитвы записываются в открытой книге на аналое перед алтарем.

Снаружи, на улице Шуэг, на северной стене здания находится маленькая скульптура совы («шуэт») — она блестит от прикосновений рук прохожих, которые столетиями дотрагивались до нее в надежде на удачу; в честь совы была названа и улица. Высоко на южной башне западного фасада установлены часы Жакмара, привезенные в Дижон из Куртре в Бельгии в качестве подарка в 1382 году, когда Филипп Смелый разбил армию жителей Гента.

Отсюда на запад ведет улица Мюзет (de la Musette), проходящая чуть южнее рыночной площади и крытого Центрального рынка (Halles). Весь этот район полон соблазнительных лотков с продуктами и привлекательных кафе и ресторанов — здесь всегда собирается масса народу. Рынок, открывающийся в 6.00, работает утром во вторник, четверг и пятницу, а также весь день в субботу: его ряды захватывают и соседние улицы — безделушки можно купить на улице Суассон (de Soisson) с северной стороны, а одежду — на чудесной маленькой площади Франсуа-Рюд (place Francois-Rude), названной так в честь скульптора, с кафе и фонтаном, украшенным бронзовой статуей сборщика винограда.

К югу от площади Либерасьон

DijonС южной стороны оси, соединяющей площадь Дарси с церковью Сен- Мишель (в особенности, в квартале за площадью Либерасьон), располагаются чудесные особняки XVII-XVIII веков. Большая их часть была построена людьми, купившими себе посты и привилегии Бургундского парламента, основанного Людовиком XI в 1477 года, после смерти герцога Карла Смелого, в качестве уступки — для завоевания благосклонности недавно приобретенной пограничной провинции. В одном из них (по адресу: 4 rue des Bons-Enfants) разместился музей Маньен. Само здание — частный

особняк XVII века, в котором сохранена первоначальная обстановка, куда интереснее выставленных в нем полотен неплохих, но малоизвестных мастеров, из которых состояло собрание Мориса Маньена, и которые он подарил государству в 1938 году. Другие любопытные особняки ждут вас на улице Вобан — декоративные детали иных из них демонстрируют следы влияния Гуго Самбина (головы львов, гирлянды фруктов, витой плющ и его знаменитая «бургундская капуста» (chou bourguignon).

Стоит также взглянуть на сложно отделанный западный фасад церкви Сен- Мишель (St-Michel), в десяти минутах ходьбы к востоку от площади Театр.

На улице Сент-Анн (Ste-Anne), ведущей к югу от музея Маньен, возле площади Кордельер (place des Cordeliers), расположены два музея. Музей Бургундии  (Мusee de la Vie Bourguignonne; вход свободный) разместился в отличных, превосходно спланированных современных залах, сооруженных внутри бывшего монастыря, и рассказывает о жизни Бургундии в XIX веке, демонстрируя костюмы, мебель и домашние производства, вроде выпекания хлеба, масло- и сыроделия, вместе с реконструированной кухней.

Почти по соседству, в Музее религиозного искусства (Musee d’Art Sacre) вас ждет серьезное собрание церковных сокровищ, включающее статую св. Павла XVII века — первое в мире произведение искусства, отреставрированное с помощью необыкновенной методики, которая включает введение в камень полимеров, а затем укрепление получившейся смеси с помощью гамма-лучей. «Подопытная» статуя святого, разваливавшаяся до этого на куски, теперь прочна и тверда.

Улицы к западу отсюда, в особенности, улица Монж (Monge) и улица Бербисе (Berbisey) благодаря множеству баров и ресторанов ночью полны посетителей. В конце последней можно увидеть любопытное шуточное постмодернистское сооружение: пародию на средневековый жилой квартал. На площади Боссуэ (place Bossuet), в начале улицы Монж вас ждет театр Парви-Сен-Жан  — стоит посетить его новаторские танцевальные, театральные и прочие представления.

Чуть западнее расположен не слишком интересный сегодня собор — бывший великолепный монастырский храм Сен-Бенинь (St-Benigne), хотя его крыша, выложенная яркими изразцами, и шпиль XIX века грандиозно выделяются на фоне городских зданий. Круглая крипта собора представляет собой первоначальную романскую церковь X века. Однако стоит учесть интересный исторический момент: монахом здесь служил Рауль Глабер — тот самый знаменитый историк, который описал великолепный расцвет романских храмов но всей Франции после того, как рассеялся страх перед апокалипсисом в связи с наступлением второго тысячелетия, и земля начала «наряжаться в белое одеяние церквей».

В тени каштанов, в саду по соседству с собором, в Археологическом музее  вас ждут несколько чрезвычайно интересных находок галло-римской эпохи, в особенности — похоронные барельефы, подчеркивающие извечную озабоченность галлов едой и вином, и собрание предметов, принесенных божествам по обету, из истока Сены (среди них есть и маленькая бронзовая статуя богини Секваны (Сены), сидящей в лодке, чей нос украшает птица). Выставлен в музее и бюст Христа работы Слютера из Шартрёза.

Шартрез-де-Шанмоль и окрестности

Один их величайших памятников искусства в Дижоне расположен в 1,5 км к западу от центра города, по бульвару Альбер-Премьер (avenue Albert-1er) за железнодорожным вокзалом. Эго Шатртрёз-де-Шанмоль (Chartreuse de Champmol; ежедневно 9.00-18.00, бесплатно), основанный герцогом Филиппом Смелым в 1383 году в качестве места упокоения для своей династии — дижонское подобие собора Сен-Дени в Париже. Чтобы должным образом его украсить, Филипп нанял талантливую команду художников, лучшим из которых стал голландец Клаус Слютер, родоначальник реализма в скульптуре и основатель бургундской школы.

Хотя во время Французской революции храм был практически уничтожен, и большая часть сохранившихся произведений искусства сейчас находится в городских музеях, два лучших шедевра Слютера (так называемый «Колодец Моисея», включающий шесть чрезвычайно реалистичных изображений персонажей из Ветхого Завета, и портал церкви), можно увидеть только здесь. На пути от вокзала к Шартрёз-де-Шанмоль вы минуете дижонский музей восковых фигур музей Гревен (Musee Grevin, где, в основном, представлены сцены из истории Бургундии.

Как добраться до Дижона

На автомобиле:

Из Парижа до Дижона по автобану (А6 и А38) ехать около 312 км. Если движение не затруднено, путь занимает не более трех часов. Расстояние от Лиона (автобан А6) и Женевы гораздо меньше — 194 и 189 км, соответственно.

На поезде:

Удобнее всего добираться по железной дороге, бесшумной и высокоскоростной. С Лионского вокзала (Gare de Lyon) в Париже регулярно ходят поезда TGV. Время в пути — приблизительно 1 час 40 минут. Есть первый и второй класс. Билет можно заказать по интернету на сайте (www.voyages-sncf.com). Стоимость проезда вторым классом варьируется в пределах 46-58 евро. В случае если билет не был куплен заранее, нужно помнить, что лучше всего поезда ходят ранним утром (перерыв около часа).

Дижонский железнодорожный вокзал (Gare de Dijon-Ville), второй по величине и степени значимости во Франции, находится в пяти минутах ходьбы от центра города, поэтому необходимость искать такси или автобус отпадает сама собой.

Нет комментариев
Оставить комментарий:
(Не публикуется. Пишите свой реальный е-маил, чтобы мы не сочли Ваш комментарий спамом)