Парк Андре Ситроен

Любовь к праздникам не делает парижан уникальными или удивительными. Удивление иногда вызывают сами праздники, например, в конце первого месяца осени они отмечают День Садов. Свои сады они обожают, занимаются ими серьезно, обращая внимание на уход и содержание. Вот и в планах развития Парижа предполагается объединение набережных реки Сены в одну композицию, занимающую пространство от Берси до чудесного парка Андре Ситроен (Parc André-Citroën). Что касается последнего, то его площадь приблизительно составляет 14 га. Расположен он в 15 округе на левом берегу Сены.Парк Андре-Ситроен

Вкратце история его создания такова. Он расположен там, где раньше во всю «коптил» автомобильный завод. Судя по названию парка, нетрудно догадаться какой именно. Военный завод Ситроен был построен в 1915 году. Он какое-то время производил артиллерийские снаряды. Когда потребность в их большом количестве исчезла, Андре модернизировал завод и стал производить автомобили. Так продолжалось до 1970 года, в котором владелец закрыл завод, а землю продал столичной мэрии. Градоначальники уже тогда наметили это место под большой зеленый парк. Но, скорее всего, финансовые проблемы отодвинули реализацию этой идеи до начала 90-х гг. Прошедший в 1985 году конкурс, призванный выбрать проект парка, показал наличие многих незаурядных идей, и все же комиссии удалось определиться и выбрать два коллектива, на основе предложений которых, будет разбит парк. В проекте участвовали такие светила архитектуры и дизайна как:

  • Ален Прово;
  • Жан-Франсуа Жорди;
  • Жиль Клеман;
  • Патрик Берже;
  • Жан-Поль;
  • Вигьер.

Благодаря такому подходу парк оказался во многом уникальным, с интересной спецификой. Общественный доступ к его богатствам был открыт в 1992 году.

Зелень, камень и вода — парка лучшие друзья

Истинное природное богатство парка привлекает экскурсантов всех стран. Что им бросается в глаза в первую очередь, так это обилие:

  • камня;
  • воды;
  • и конечно, зелени.

Поскольку парк обустроен на реке Сене, то не удивительно что водная среда является одним из доминирующих признаков в парковой композиции. Зеленая территория парка полна символизма, вода является в этом случае олицетворением Движения. Голубое зеркало занимает целый гектар площади парковой зоны. Сена питает огромное количество фонтанов и множество водоемов в разных местах выделенного пространства. Большой канал широко раздвигает свои берега. Вода окружает центральную прямоугольную площадку с размерами 273 х 85 метров, которую называют Партером, огибает быстрыми потоками ряды Серийных садов. Есть еще много мест, где вода служит для реализации заложенных в концепцию принципов и функциональных особенностей соответствующего места.

Главной идеей, организующей все парковое пространство, является сочетание 4 основных принципов дизайнерского мастерства, применяемых попарно:

  • Природа и Движение;
  • Архитектура и Искусство.

Первая пара, влияя не прямо на вторую, создает в своем сочетании и противопоставлении различные ландшафты, объединяющиеся в уникальный парковый ансамбль. Природный камень, галька, бетон и тротуарная плиточка настолько часто и в таком количестве окружают экскурсанта, что порой создают ощущение тяжеловесности. Бетонные стены и ограждения для приподнятого грунта, пешеходные дорожки и многие другие конструкции, как представители Архитектуры, противостоят окружающей природе. Сама же архитектура  также поражает своим многообразием и обилием форм.

Дизайнерские приемы

Поскольку парк представляет собой объемно-пространственную композицию множества различных ландшафтов, то существуют определенные точки или маршрутные участки, с которых эти ландшафты раскрывают свои прелести. Одним из таких маршрутов является самый короткий путь, по которому можно пересечь всю зону в направлении юг-север, от ворот парка до набережной Сены. Это абсолютно прямая диагональ в виде пешеходной дорожки, которая прорезает партер, отделяя от него небольшой уголок.

Еще один дизайнерский прием заключается в чередовании участков или зон открытого и закрытого типа. Так, например, для парков регулярного стиля характерно чередование условно двумерных партеров и газонов с трехмерными боскетами. Количественное соотношение этих зон структурирует любой парк по задумке авторов. Такой прием заложен и в «Андре Ситроен». Но в отличие от других парковых структур, по мнению специалистов, он уникален, потому что упомянутые зоны перетекают одна в другую незаметно для глаза. Кроме того, можно заметить использование искусственной перспективы для увеличения глубины посещаемой зоны, организованной за счет уменьшения роста растений, удаляющихся от наблюдателя или сужения пешеходных дорожек.Парк Андре Ситроен в Париже

Структура сада Андре-Ситроен

Относительно центрального входа в зону отдыха, симметрично располагаются сады-противоположности: Белый и Черный. Здесь же у самого входа по обе стороны возвышаются 15-ти метровые оранжереи, которые дадут вам представление о садах средиземноморья с цитрусовыми и пальмами. Замысел Жиля Клемана как раз и состоял в том, чтобы сады-антиподы были символами сияющего света и сгущающейся тьмы, и противостояли друг другу не только наименованиями (Черный/Белый), но и реальным цветом, наполненностью солнцем. Он сам привык считать их «Садами Искусства», поскольку они наполнены редчайшими культурами и инертными материалами. «Светлая половина» сада заполнила площадь в гектар. Она практически не имеет зелени и являет собой место для игр, аттракционов и подобных развлечений.

Именно отсюда можно взлететь на 22 метровом воздушном шаре и с высоты птичьего полета окинуть взглядом весь «Ситроен», во всем его многообразии, а также полюбоваться панорамой открывающегося Парижа. Черный сад в два раза больше по площади, чем Белый и содержит густую растительность. Он засажен в виде лабиринта в основном хвойными породами и заперт внутри стен, а для центральной его площади использован черный мрамор. Кроме хвойных пород, сад засажен растениями с цветами темных окрасок:

  • темная густо-красная;
  • темно-лиловая;
  • темно-бордовая;
  • густо-фиолетовая.

Черный сад располагается в низине и имеет малые и большие фонтаны. Весной здесь можно увидеть черные тюльпаны. В этой же его части расположен так называемый Акустический садик. Он зажат между двумя стенами, а противоположные склоны имеют ступенчатую форму. Сбегающие по ступенькам водяные потоки создают специфические звуки, имитирующие шум морских волн.

Упоминавшийся партер — это центральная площадка парковой зоны. По ее периметру с одной стороны расположены 6 тематических (серийных) садов небольших размеров. С другой стороны вдоль канала возведены прохладные гроты. В части комплекса, расположенной на юго-западе нашлось место для Сада Метаморфоз, который призван концепцией А, и позволяет наглядно продемонстрировать взаимосвязь двух противоположностей: Природа-Архитектура. Когда металлоскульптуры создают тени, повторяющие абрис древесных крон, стриженые кусты выглядят, как бетонные ограждения, струи фонтанов создают формы магнолиевых крон, трудно что-либо возразить.

Философская концепция и эко-идеи Ж. Клемана были воплощены в таких зонах как «Серийные сады» и «Сад в движении». Они были разбиты в северо-восточной зоне паркового комплекса.

Часть парка, названная «Садом в движении» занимает довольно большую площадь, на которой произрастают и дикорастущие сорные, и окультуренные растения. Кому-то из российских туристов это может напомнить рассказы их родителей о первых послевоенных годах, когда восстановленные дома еще окружали заросли, разросшиеся за время военных лет, но только без мусора и следов войны.

Участки парка, представляющие собой сады-серии, разделены между собой водными каналами. Каждый из них должен тревожить воображение туриста и вызвать в его мозгу яркие ассоциации с днем недели, цветом, определенной планетой Солнечной системы, металлом и чувственному компоненту, с помощью которого человек познает мир (зрением, осязанием и т. д.).

Серебристый сад — символ понедельника, среброликой Луны и соответственно его металл — серебро, все его оттенки трудно различимы и требуют хорошего зрения, поэтому ассоциированы с ним. Красная планета (Марс), металл воинов (железо) и вторник — атрибуты Красного сада. Среди его растений много съедобных, символизирующих вкус. Сад, названный Оранжевым, посвящен среде, осязанию, планете бога торговли — Меркурию и жидкому металлу — ртути. Ассоциативные связи с Зеленым садом должны быть связаны с четвергом, тонким слухом, планетой-гигантом Юпитером и оловом. Синий же сад олицетворяет обоняние, пятницу, Венеру и медь. А Золотистый — цвет солнца, символизирует именно наше Светило, его металл — золото, воскресенье и интуицию.

В парке «Андре Ситроен» столько мест, ниш, уголков со своей атмосферой и эмоциональной ноткой, что любой человек может найти себе место для отдыха под настроение и темперамент.

Нет комментариев
Оставить комментарий:
(Не публикуется. Пишите свой реальный е-маил, чтобы мы не сочли Ваш комментарий спамом)