Вандомская колонна в Париже

Среди пяти королевских площадей Парижа площадь Вандом примечательна тем, что с высоты птичьего полета напоминает русскую букву «Ф». Осевой стержень этой буквы составляют выезды с площади, а её изюминкой является Вандомская колонна (la colonne Vendôme), возвышающаяся над площадью, закрытой со всех сторон, кроме выездов коллонирующими фасадами трехэтажных зданий классического стиля с высокими мансардами. Архитектура самой площади лаконична до простоты. Срезанные углы большого четырехугольника превращают его в восьмиугольник, где четыре длинных ребра перемежаются четырьмя короткими. В центре, на небольшом возвышении, за невысоким металлическим забором располагается основание Вандомского столпа. Площадь была призвана символизировать величие побед короля Франции Людовика XIV.place_vendome

Королевская история памятника

Чтобы увековечить себя, король решил возвести огромную величественную статую, своим видом и размерами подтверждающую уровень достижений и успехов своего величества. Чтобы ничто не мешало лицезреть короля, и фон не портил эстетическое восприятие статуи, для соответствующего антуража и была создана Вандомская площадь. Для архитектора со звучным именем Ардуэн Мансар были, очевидно, и более прагматичные смыслы. Буква «Ф» легче вписывалась в ландшафт города, не создавала темных закоулков и позволяла решить некоторые вопросы застройки города. В связи с этим площадь получилась максимально упорядоченной, подтверждением чему сразу заметна однотипность арок и колонн её периметра. Всё вместе подчеркивает тот рационализм, с которым выстроен весь Париж. Математический лаконизм Вандома, это только дополнительное подтверждение этому факту.

Как часто бывает в истории, дни благополучия меняются хаосом и смятением душ с определённой периодичностью. Оскал французской революции, применительно к монументу, оставил свой след в виде улыбки. Любой человек, не лишённый юмора, не может сдержать её, разглядывая в Лувре ногу короля-солнца, уцелевшего остатка от призрачного величия бывшего монарха. Зато площадь Мансара до сих пор украшает европейский город, прославившийся своим великолепием.

Площадь знаменитостей

Многие знаменитости, участники исторического процесса и его творцы, такие как Наполеон, посещали эту площадь и оставили свой след, интересный для любопытных экскурсантов. Шикарный отель, множество ресторанов, бутики с одеждой и драгоценностями всегда привлекали сюда людей. В своё время один из домов, где в нашу бытность располагается одно из  министерств Франции, принадлежал Пуассону. Перипетии жизни этого богача вынудили его расстаться с великолепным особняком. Пришлось отдать его, чтобы откупиться от застенок Бастилии. Это напоминание является успешным о превратностях судьбы. В соседнем доме в 19 веке располагались апартаменты российского посла. Впоследствии сюда «перевёз домашних пенатов» знаменитый композитор Фредерик Шопен. В одном из роскошных домов площади жил в своё время дедушка известной писательницы Авроры Дюдеван. Что за писательница, возможно, спросите вы? Имя кажется незнакомым, потому что не все знают, что писала она под именем Жорж Санд. В другом доме в 16 веке проживал адепт живого магнетизма и целитель Месмер. Он был собственником вандомской недвижимости и братом мадам Помпадур. А как вам «вандомская кучка», посещавшая отель «Ритц», в лице М. Пруста, К. Шанель, Э. Хэмингуэя, Ф. С. Фицжеральд и принцессы Дианы. Кстати, именно отсюда в тот роковой день увез её известный мерседес.

Императорская история монумента

Как уже упоминалось выше, визиткой вандомского архитектурного комплекса является знаменитая колонна, которая была построена по приказу Наполеона. Установили её в 1807 году в честь победы под Аустерлицем. Делали колонну со смыслом. Она изготовлена из трофейного пушечного металла австрийских и русских пушек, захваченных в боях. Пушек на это пошло больше тысячи. Само собой, вершину колонны венчала статуя Наполеона, которая во многом повторила судьбу монумента Луи-солнца. В 1814 году из Наполеона вылили Генриха IV. В 1833 Луи-Филлип I распорядился «вернуть Наполеона», что и было сделано. Но скитания бронзового императора на этом не закончились. В 1863 году на колонне уже красовалась его копия.

Во времена Парижской коммуны монумент императора был уничтожен, а следующая власть его окончательно утвердила на колонне, откуда он взирает невидящим взглядом на французов и иностранцев до сих пор. За все это время император трижды «переодевался». Первоначально он «облачался» в тогу с лавровым венком на голове. Во втором варианте «рассматривал площадь» в сюртуке и двухуголке, после чего вновь приобрел первоначальный облик. Какие бы перипетии ни касались Парижа, Вандом выглядит роскошно и изысканно всегда.

Нет комментариев
Оставить комментарий:
(Не публикуется. Пишите свой реальный е-маил, чтобы мы не сочли Ваш комментарий спамом)