Ворота Сен-Дени

Северная окраина Парижа, 10 округ — именно здесь, на перекрестке, где встречаются улицы Сен-Дени и Фобур Сен-Дени с бульварами де Бон Нувель и Сен-Дени, и располагается знаменитая первая парижская арка, называемая «Ворота Сен-Дени». Учитывая исходное назначение сооружения, ворота правильно называть триумфальной аркой. Это место после постройки достопримечательности стало и продолжает оставаться сосредоточением классицизма и символизма, от которых веет древностью и величием. С такой оценкой вряд ли бы согласился Его Величество Карл V, из чисто эгоистических соображений. Нельзя же так бездумно перечеркивать и затмевать достижения предшественников. Ведь когда-то, на этом месте стояли ворота Карла V. Кто же, кроме специалистов, вспомнит теперь об этом? Но шутки в сторону. Взгляд, брошенный из города в створ ворот, это взгляд на север, именно туда, где и происходили события, ставшие поводом, для возведения мощного сооружения, крепко стоящего на арочных «ногах», еще одного бриллианта классической огранки, украсившего Париж.Ворота Сен-Дени в Париже

Повод для строительства

Поводом для возведения арки послужили первые военные успехи французов во Фландрии под руководством короля-солнца в войне с Республикой Соединенных Провинций (РСП). Эта Голландская война длилась с 1672 по 1678 год. Подготовка этой войны велась тщательно. Натужно работала дипломатия и пропаганда, сопровождаемые финансовыми вливаниями, не говоря уже о военной машине. И вот французский блицкриг начался и быстро бы закончился, если бы Людовик не допустил стратегическую ошибку. Заметим, при этом, что именно тогда король и повелел воздвигнуть ворота Сен-Дени. Если бы он послушал Конде и повернул армию на Амстердам, блицкриг успешно завершился бы, а не перерос в войну всего европейского континента, который раскололся на две части, благодаря дипломатии и подкупам. Трудно сказать, почему Людовик оказался недальновидным, но его армия продолжала брать одну крепость за другой вдоль Рейна и на фландрийской земле. В течение месяца и нескольких недель порядка 40 укреплений были взяты. Возведение арки в этот момент только раздуло огонь пропаганды на возвеличивание французского государства и его короля. Взгляните на ворота Сен-Дени. Там на антаблементе золотыми буквами начертано «LVDOVICO MAGNO».

Архитектурное достояние

Бриллиант Сен-Дени возводился по проекту Франсуа Блонделя. В великолепие архитектурного произведения внесли свой вклад такие видные представители своего времени как мастер кисти Шарль Лебрен, известные своей даровитостью скульпторы Мишель Ангъе и Франсуа Жирардон. Господин Блондель слыл зодчим, способным почерпнуть небывалые идеи и вдохновение в формах арочных конструкций времен Древнего Рима. Образцом для его творения послужила триумфальная арка Тита Васпассиана. Но это не простое копирование. Блондель спроектировал первую уникальную арку в европейской архитектуре II тысячелетия. Массивные и величественные ворота с 8 метровым пролетом поднялись вверх на 25 м, и раскинулись вширь на 24 м. Королевский кортеж двигался под сводами арки во время празднований и торжеств, пеший народ пользовался проходами, предусмотренными в арочных основаниях.

Помимо пропорций, ворота Сен-Дени делает неповторимыми скульптурный декор. Он в символичной форме изображает военные «подвиги» Людовика во фландрийских и германских землях. Каждый фасад сооружения декорирован скульптурными и рельефными изображениями, демонстрирующими победы французского короля в символической форме. Восточная сторона содержит символы побед в Германии, западная — во Фландрии. Ворота своей северной стороной описывают взятие Маастрихта. Это событие встречает гостей прямо на входе. На южной же стороне изображена переправа через реку Рейн. Рейнская эпопея располагается в центральной части сооружения над пролетом. Это творение Жирардона, выполненное в виде выпуклого рельефного изображения.

Барельефы Ангъе, украшающие обелиски, возведенные на пилонах арки, изображают добытые в войне трофеи. У основания обелисков размещены фигуры-аллегории, изображающие Фландрию и Германию. Женщина, восседающая на побежденном льве, занимает опору слева. В лапах зверя — обломок меча и 7 стрел (7 побежденных провинций РСП). На правой опоре бог рек восседает на тюлене. В его руках мы видим весло и рог изобилия, символизирующие немецкие земли на Рейне. Как бы критично мы не относились к деяниям Людовика, это не меняет того факта, что триумфальная арка Сен-Дени, благодаря архитектурному лаконизму считается одним из лучших национальных творений ранней классики, восхваляющих военную славу Франции.

Нет комментариев
Оставить комментарий:
(Не публикуется. Пишите свой реальный е-маил, чтобы мы не сочли Ваш комментарий спамом)