Анжерский аполкалипсис

«Анжерский апокалипсис» – коллекция гобеленов, на которых представлены сюжеты из Откровения Ионна Богослова. На сегодняшний момент шпалеры находятся во Франции, в городе Анже. Шпалеры были созданы по заказу Людовика I Анжуйского в период с 1373 по 1381 гг. Сначала Анжерский апокалипсис включал в себя семь частей, которые в свою очередь включали в себя еще 14 (7 с красным фоном и 7 – с синим), сюда же было включено и самое большое изображение Ионна под балдахином. На сегодняшний момент музей Анжерского замка выставляет только 64 шпалера. Эта коллекция ковров средневековья считается самой большой и значимой в мире, её протяженность составляет порядка 104 метров, а в высоту – 6 метров. Общая площадь ковров – 775 кв. метров. Не стоит говорить, что гобелены приковывают внимание туристов и учёных не только своими значительными размерами, а тем, что это потрясающий исторический экземпляр, созданный к писанию от 98 года до н.э.

Гобелен

История средневекового шедевра

     При дворе короля Франции Карла V работал нидерландский художник Жан де Бондоль, который и выполнил в период с 1375 по 1379 гг. картоны для гобеленов. Источником вдохновения для создания композиций, воссозданных в ряде ковров, стали рукописные миниатюры из «Комментариев к Апокалипсису», которые принадлежали Карлу V. К сожалению, не осталось никаких документальных подтверждений того, почему именно данный сюжет был выбран. Вероятнее всего, изображения были неким отражением проблем того времени: столетняя война Англии и Франции была в самом разгаре, войска Англии отвоевали значительную часть территории Франции. Бесчинствовала чума, а в дальнейшем пришел голод. Народ устраивал бунты. Не мудрено, что в сознании людей все эти беды предзнаменовали конец света. 
     Специально для Людовика I Анжурского ткать шпалеры заказали ткачу, работающего при дворе, Николя Батай. Вероятнее всего гобелены были выполнены во Франции, в Париже в мастерской ткачей. Работа была выполнена к 1381 году. В XV в. король Неаполя, Рене Добрый и герцог Анжуйский подарили шпалеры Анжерскому собору.   
      В состав ковров входил чистый шелк и натуральная шерсть. Для окраски нитей использовались природные красители – корень марены, кармин, желтоцвет, индиго. Каждый цвет имел не больше пяти оттенков.
     В начале XIX в. серия гобеленов была подвержена существенному урону, из-за того, что выставлялась в залах с неприкрытыми окнами. В результате воздействия прямых солнечных лучей краски потускнели и выцвели. Однако к концу 1870 года коллекция была полностью отреставрирована. 
      В 1930х годах серию ковров досконально изучал известный искусствовед — Жан Люрса, который назвал «Анжерский апокалипсис» «Сикстинской капеллой, созданной из шерсти». Долгие исследования гобеленов помогли Жану Люрса выявить основные принципы ткачества шпалеров XX века, во многом основывающихся на опыте мастеров средневековья.

Гобелен

Уникальные факты о «Анжерском апокалипсисе»

     Главной особенностью серии гобеленов, созданных по писанию Ионна Богослова, является то, что обратная сторона коврового покрытия полностью совпадает с его лицевой частью. Такой эффект был достигнут искусством мастеров и тем, как концы ниток и узлов были спрятаны в «тело» гобеленов. Над каждым шпалером трудились порядка тридцати мастеров под чутким руководством Робера Пуансона.
     С самого верха ковров красовалась полоса небесного свода с изображением ангелов, снизу виднелась полоска зеленой травы. По середине полотна размещался текст из Ионна, который не удалось сохранить до наших дней.
     После того, как во Франции прошла мода на гобелены, в 1782 году коллекция ковров была выставлена на продажу. Увы, желающих стать обладателями столь уникального произведения искусства не нашлось и о цикле гобеленов забыли. В начале XIX в. к ковровому покрытию кардинальным образом изменилось отношение. Гобелены резали на куски, использовали вместо тряпок, из них делали половики. А в период ремонта во дворце епископа Анжера ценнейшей коллекцией гобеленов закрывали паркет!
      В 1902 г. коллекция шпалер была признана памятником истории, а с начала 1906 года она стала собственностью государства. В 1954 году известный архитектор памятников истории Бернард Витри воздвиг на территории старых зданий Анжерского замка уникальную галерею, но из-за больших окон, она не подходила для хранения гобеленов. До 1996 года окна залов закрывались шторами и только потом галерею отремонтировали, создав уникальное помещение. На сегодняшний день шпалеры находятся под регулярным наблюдением, в залах с постоянной температурой и искусственным светом. 

Галерея апокалипсиса

Сюжеты «Анжерского Апокалипсиса»

     Изначально «Анжерский Апокалипсис» был создан из семи частей, но до наших дней сохранились только шесть. Коллекция шпалеров является не просто изображениями сцен Апокалипсиса, она содержит историю Франции XIV в., политический и экономический уклад страны.
      Самой полной серией шпалеров считается их первая часть. На каждом из ковров Иоанн представлен в виде наблюдателя, он выступает в роли того, от чьего лица идёт повествование. Взять хотя бы первый из гобеленов, на котором представлены старцы, поклоняющиеся человеку, сидящему на троне. Историки по-разному объясняют изображение 24х старцев, их называли и апостолами, и патриархами, и пророками. И, как уже говорилось ранее, слева изображен образ Иоанна, который размышляет над происходящим.
      Заслуживает внимание и следующий гобелен, где изображён всадник и его белый конь. Изучающие библию историки утверждают, что четыре скакуна, появляющиеся друг за другом на шпалерах олицетворяют время, когда открывались печати — знаки победоносного явления Мессии. Но, основываясь на толковании св. Иеринея, первый всадник на белом коне может олицетворять победу Божия Слова.
      Как ни странно, но следующий шпалер несёт в себе не такой светлый смысл, как предыдущем. На ковре изображён бледный конь, а его всадник никто иной, как сама смерть. Гобелен и рисунок на нём толкуют, как предупреждение того, что вскоре в города придёт война и голодные времена. Сцена выглядит крайне правдоподобно: скелет без плоти, восседающий на великолепном скакуне, а за их спиной склеп, где виднеются души умерших.
       Следующий шпалер повествует о новом бедствии, которое предстоит пережить многим человеческим душам. Изображение показывает, что с небес падает звезда и отравляет чистую воду – истинный источник жизни и всего живого. Вода стала горькой и горячей. Гобелен несёт в себе массу символических деталей, одна из которых – это физическое и моральное состояние всех людей.
        Изучая пятый гобелен первой части «Анжурского Аполкалипсиса», мнения многих учёных разделились во мнениях. Одна сторона считает, что звезда, упавшая на землю с небес – падший ангел, другие предполагают, что это сам сын тьмы – Сатана. Рисунок гобелена рассказывает зрителю, что падший ангел или Сатана владеют ключом, которым открывают ворота Преисподней и выпускают огромные клубы дыма. Вместе с дымом появляется саранча, которая истребляет неверных. Наблюдатель Св. Иоанн видит насекомых в виде женщин и мужчин высоких чинов. Существует предположение, что в роли Сатаны на шпалере изображен король Англии Эдуард III.
        Все шпалеры ковра требует большего внимания. Здесь затронута только малая часть ковров для того, чтобы дать представление, насколько ценен и велик данный экспонат. Пожалуй, это одно из самых впечатляющих чудес древнего замка Анже, да и всей Франции.

Если вы собираетесь побывать в Парижском Диснейленде, насладиться комфортом и безупречным обслуживанием, воспользуйтесь VIP-сопровождением от Vipdisneyexcurs: наш гид составит программу посещения аттракционов по вашим предпочтениям и без очереди, поможет не заблудиться на огромной территории парка.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*