Некоторые люди оставляют яркий след в истории. Именно таким и был Александр Гюстав Эйфель (Gustave Eiffel). Он был созидателем, а не разрушителем, которые имеют особенность наследить в истории. Гюстав «зимний ребенок», родился он в романтичном и коварном XIX веке зимой 1832 года в бургундском Дижоне. Отцом его был военный немецких корней, а матерью — дочка продавца древесины, по имени Катрин Монез. Детство будущего «повелителя стали» было обычным, вполне счастливым, без суровых испытаний, накладывающих свой след на формирующийся характер. Впрочем, и вся последующая жизнь была к Эйфелю достаточно благосклонной. Правда, несколько неудач и тяжелых моментов в его жизни все же были. Но о них чуть позже. По поводу выбора профессии инженера, особых колебаний не было. В семье по этому поводу был консенсус, тем более что эта профессия сулила престиж, уважение и доход, что, в конце концов, и подтвердилось.
Жизнь в то время была не столь быстротечна, как нынче, но, Гюстав все успел, и, более того, — стал знаменитым и уважаемым человеком. Итак, закончив лицей с техническим уклоном, в 20 лет, Гюстав, как и многие современные молодые люди, едет в столицу для продолжения обучения, и пытается поступить в знаменитую парижскую Политехническую школу, но терпит фиаско из-за недостатка красноречия. Так было задумано провидением, потому что Эйфель поступает в Парижскую школу искусств и ремесел, за что всегда будет благодарить судьбу. Ведь он мог превратиться в простого ремесленника, а превратился, в итоге, в творца, сочетающего в себе гармонию и точный расчет. Некоторые исследователи утверждают, что стремясь к прочности и красоте своих сооружений, он неосознанно стал основателем конструктивизма, будущего эстетического течения.
Через три года Гюстав получает диплом и поступает на работу в фирму «Шарль Нево», специализирующуюся на строительстве мостов. Спустя три года он становится её компаньоном, а ещё через два начинает свой бизнес. Недалеко от Парижа он строит завод металлоконструкций, женится на 17 летней Мари Годеле, и вступает в общество гражданских инженеров. Через 15 лет после свадьбы Мари не стало, при этом Гюстав остался с 5 детьми. Более он не женился.
Мосты и виадуки
За 30 лет напряженного труда инженером из Бургундии было создано более 200 объектов разного назначения. Он занимался разноплановыми сооружениями. Среди них были сооружения очень разного назначения:
• вокзалы и школы;
• казино и банки
• мосты и виадуки;
• и даже церкви.
Он создал в общей сложности 36 мостов, большая часть которых упоминается в строительной учебной литературе, как пример смелых и нестандартных решений. Железнодорожный мост в Бордо стал его первой работой. А поскольку практически все его сооружения были оригинальными и использовали последние достижения в строительстве, то для их применения приходилось разрабатывать новые устройства и приспособления. Эйфель занимался и этим. После возведения моста в Бордо инженер приобрел известность и уважение в кругу строительных инженеров, поскольку впервые применил разработанный им же метод установки оснований с помощью пневматики.
Впоследствии его слава, как неподражаемого творца мостов, окрепла и расширилась. Красивые и дерзкие, но прочные и хорошо просчитанные конструкции разрабатывались в его конструкторском бюро для рек Африканского континента, Европы и Индокитая. «Повелитель металла» учитывал метеорологические факторы, особенно силу ветра и его направление. Когда актуализировалась задача перекрытия ущелий большой глубины, он разработал и использовал конструкции стройных пилонов-пирамид, поддерживающих полотно моста. Относительно дешёвые и легкие решетчатые опоры позволили перекрывать широкие пролеты и обеспечивали выносливость конструкции к нагрузкам на пролеты. Например, чудный мост через португальскую речку Дуэро (Дору) с единственным пролетом, длиной 160 метров для того времени был уникальным достижением. На его открытии присутствовала венценосная чета: король Луис и его супруга Мария Пиа, чьим именем и был назван этот мост.
Еще более неординарным стал железнодорожный виадук Гараби (Гарабит) на юге Франции. Он взмыл на высоту в 122 метров и одним пролетом, длиной 165 метров перемахнул центральную часть ущелья. Эти сооружения являют собой практическую демонстрацию нестандартного мышления выдающегося сына Франции, высокого уровня теоретической базы, обеспечивающей точность педантичных расчетов и завидной смелости.
Здания и другие сооружения
Густав Эйфель в 1870 году выезжает за пределы Франции. В течение 3 лет он путешествует по странам на разных континентах, оставляя память о себе в Египте, Венгрии, Португалии и Перу. Причиной тому была война Наполеона III с Пруссией, после которой Франция стала республикой. Кроме мостов и виадуков, в период до постройки Эйфелевой башни он участвует в таких проектах, как:
• павильон для Галереи машин всемирной выставки;
• универмаг «Бон Марше» в Париже;
• вокзал Ньюгати в Пеште;
• купол обсерватории в Ницце;
• корсет статуи Свободы;
• железный дом в перуанском Икиту.
Галерея машин Всемирной выставки представляла собой здание больших размеров: 420x115x48,3 метра. При этом оно строилось из стали и стекла, без внутренних опор для крыши. Как раз покрытием сооружения и занимался «повелитель металла».
Первый в мире универсальный магазин был построен в Париже в викторианском стиле. «Бон Марше» для того времени был не просто большим магазином, а гигантским торговым центром. Его площадь составляла 2700 м2. Инновационный дизайн, стеклянная крыша, изящные своды и свет, вливающийся внутрь сплошным потоком — поражали парижан. Переходы между помещениями осуществлялись по чугунным мостикам. Вместе с тем, отсутствие рекламной помпезности, призванной зазывать народ, вырабатывало впечатление строгой простоты. Новации этого сооружения открыли новый период в архитектуре, связанный с применением металлических деталей для украшения зданий.
«Западный вокзал», расположенный на площади Ньюгати в Будапеште, также был модернизирован выдающимся инженером 19 века. И в этом случае «заклинатель стали» поступил оригинально. Он не стал разрушать старое здание вокзала, переставшего отвечать требованиям того времени, а построил новое сооружение поверх старого, таким образом, не только увеличив его функциональные возможности, но и изменив эстетику всего вокзального комплекса. Элементы старого сооружения в сочетании с новациями создали авангардистскую композицию, приятную для глаз. Несущий каркас из литого металла, который является главной опорой сооружения скрывается стеклянным фасадом, придающим вокзальному комплексу изящный, привлекательный вид.
В Ницце на вершине холма Маунт Грос была построена обсерватория. В этом сооружении разместился самый большой в мире на то время 76 сантиметровый телескоп рефрактор. Изюминкой, вложенной в постройку знаменитым инженером, стал 100 тонный вращающийся («плавающий») телескоп, который мог приводить в движение один человек.
Каса-де-Фьерро (Железный Дом), находящийся в перуанском городе Икитосе превратился сразу в достопримечательность, символ каучукового бума. Фирма «Eiffel et Cie» приложила руку и к памятнику Свободы. Эта статуя была сделана французами и подарена США. Каркас, обеспечивающий ее устойчивость, разработан и изготовлен фирмой Эйфеля.
Эйфелева башня
К моменту возведения символа Франции пресса уже называла Эйфеля «волшебником железа и инженером вселенной». История создания башни замечательна во всех смыслах. Ее страницы могли бы наполнить отдельный труд. Они остросюжетные, порой детективные, наполнены трудом и борьбой, дискуссиями и противостояниями, компромиссами и смелыми решениями. Клубок проблем технических, финансовых, общественных, архитектурных и эстетических все же был в какой-то степени разрешен, и строительство начато. И только спустя годы, этот замечательный объект станет неотъемлемой частью Парижа, а значит и всей Франции.
С техническими проблемами волшебник железа справился блестяще. Были использованы все наработки и достижения предыдущих лет, но было много проблем, которые довелось решать впервые. Серьезное исследование свойств грунта потребовало углубления фундамента ниже дна близко расположенной реки. Это привело к использованию кессонов и пневматических агрегатов для создания основания. Для регулировки уровня четырех отдельных блоков нижнего отсека потребовались домкраты на 800 тонн, а для работы на существенных высотах — специальные высотные краны. Что бы новое ни сделал «заклинатель железа», практически всегда его приспособления становились инновационными в технической сфере. Знаменитая точность инженера вселенной достигла вершины — ни одна из 12000 деталей различной величины не потребовала переделки при монтаже. За короткий срок 7,3 миллиона тонн металла превратились в шедевр инженерной мысли. Всю эту эпопею можно приравнять к подвигу.
Отправить ответ