Среди пяти королевских площадей Парижа площадь Вандом примечательна тем, что с высоты птичьего полета напоминает русскую букву «Ф». Осевой стержень этой буквы составляют выезды с площади, а её изюминкой является Вандомская колонна (la colonne Vendome), возвышающаяся над площадью, закрытой со всех сторон, кроме выездов коллонирующими фасадами трехэтажных зданий классического стиля с высокими мансардами. Архитектура самой площади лаконична до простоты. Срезанные углы большого четырехугольника превращают его в восьмиугольник, где четыре длинных ребра перемежаются четырьмя короткими. В центре, на небольшом возвышении, за невысоким металлическим забором располагается основание Вандомского столпа. Площадь была призвана символизировать величие побед короля Франции Людовика XIV.
Королевская история памятника
Чтобы увековечить себя, король решил возвести огромную величественную статую, своим видом и размерами подтверждающую уровень достижений и успехов своего величества. Чтобы ничто не мешало лицезреть короля, и фон не портил эстетическое восприятие статуи, для соответствующего антуража и была создана Вандомская площадь. Для архитектора со звучным именем Ардуэн Мансар были, очевидно, и более прагматичные смыслы. Буква «Ф» легче вписывалась в ландшафт города, не создавала темных закоулков и позволяла решить некоторые вопросы застройки города. В связи с этим площадь получилась максимально упорядоченной, подтверждением чему сразу заметна однотипность арок и колонн её периметра. Всё вместе подчеркивает тот рационализм, с которым выстроен весь Париж. Математический лаконизм Вандома, это только дополнительное подтверждение этому факту.
Как часто бывает в истории, дни благополучия меняются хаосом и смятением душ с определённой периодичностью. Оскал французской революции, применительно к монументу, оставил свой след в виде улыбки. Любой человек, не лишённый юмора, не может сдержать её, разглядывая в Лувре ногу короля-солнца, уцелевшего остатка от призрачного величия бывшего монарха. Зато площадь Мансара до сих пор украшает европейский город, прославившийся своим великолепием.
Площадь знаменитостей
Многие знаменитости, участники исторического процесса и его творцы, такие как Наполеон, посещали эту площадь и оставили свой след, интересный для любопытных экскурсантов. Шикарный отель, множество ресторанов, бутики с одеждой и драгоценностями всегда привлекали сюда людей. В своё время один из домов, где в нашу бытность располагается одно из министерств Франции, принадлежал Пуассону. Перипетии жизни этого богача вынудили его расстаться с великолепным особняком. Пришлось отдать его, чтобы откупиться от застенок Бастилии. Это напоминание является успешным о превратностях судьбы. В соседнем доме в 19 веке располагались апартаменты российского посла. Впоследствии сюда «перевёз домашних пенатов» знаменитый композитор Фредерик Шопен. В одном из роскошных домов площади жил в своё время дедушка известной писательницы Авроры Дюдеван. Что за писательница, возможно, спросите вы? Имя кажется незнакомым, потому что не все знают, что писала она под именем Жорж Санд. В другом доме в 16 веке проживал адепт живого магнетизма и целитель Месмер. Он был собственником вандомской недвижимости и братом мадам Помпадур. А как вам «вандомская кучка», посещавшая отель «Ритц», в лице М. Пруста, К. Шанель, Э. Хэмингуэя, Ф. С. Фицжеральд и принцессы Дианы. Кстати, именно отсюда в тот роковой день увез её известный мерседес.
Императорская история монумента
Как уже упоминалось выше, визиткой вандомского архитектурного комплекса является знаменитая колонна, которая была построена по приказу Наполеона. Установили её в 1807 году в честь победы под Аустерлицем. Делали колонну со смыслом. Она изготовлена из трофейного пушечного металла австрийских и русских пушек, захваченных в боях. Пушек на это пошло больше тысячи. Само собой, вершину колонны венчала статуя Наполеона, которая во многом повторила судьбу монумента Луи-солнца. В 1814 году из Наполеона вылили Генриха IV. В 1833 Луи-Филлип I распорядился «вернуть Наполеона», что и было сделано. Но скитания бронзового императора на этом не закончились. В 1863 году на колонне уже красовалась его копия.
Во времена Парижской коммуны монумент императора был уничтожен, а следующая власть его окончательно утвердила на колонне, откуда он взирает невидящим взглядом на французов и иностранцев до сих пор. За все это время император трижды «переодевался». Первоначально он «облачался» в тогу с лавровым венком на голове. Во втором варианте «рассматривал площадь» в сюртуке и двухуголке, после чего вновь приобрел первоначальный облик. Какие бы перипетии ни касались Парижа, Вандом выглядит роскошно и изысканно всегда.
?????????? ??????? ? ??????
????? ???? ??????????? ???????? ?????? ??????? ?????? ????????????? ???, ??? ? ?????? ???????? ?????? ?????????? ??????? ?????
Отправить ответ
?????????? ??????? ? ??????
????? ???? ??????????? ???????? ?????? ??????? ?????? ????????????? ???, ??? ? ?????? ???????? ?????? ?????????? ??????? ?????
Отправить ответ